|
Данный материал представляет собой изложение телепередачи, показанной 25 января 2002 года по Петербургскому телевидению. Автор - петербургская журналистка Екатерина Павлова, сделавшая цикл великолепных передач на тему "Спутницы великих". |
Здравствуйте. Меня зовут Екатерина Павлова. Вы смотрите программу "Спутницы великих". История, которую я вам расскажу, началась почти 140 лет назад.
В конце 1863 года в столицу Российской империи Санкт-Петербург из провинции, из далёкого города Чугуева, приехал молодой художник. 19-летний Илья Репин мечтал поступить в Императорскую Академию Художеств.
А в то же самое время, в ноябре 1863 года, в городе Хельсинки, в семье адмирала, родилась девочка Наташа - Наталья Нордман, будущая хозяйка знаменитых "Пенатов".
Они встретятся через 30 с лишним лет, в самом конце 19 века. Репину тогда будет уже далеко за 50, Нордман - за 30. Их познакомит княгиня Тенишева. Знаменитый на всю Россию художник Илья Репин будет писать её портрет. И вот на один из сеансов в мастерскую Репина Мария Клавдиевна придёт вместе со своей подругой - Натальей Нордман. Дамой она оказалась весёлой - от её шуток и княгиня, и Репин хохотали до слёз. Но недолго. Бросив кисти, Илья Ефимович крикнул: "Работать так совершенно невозможно! Все! На сегодня довольно!"
Е. В. Кириллина, научный руководитель музея-заповедника "Пенаты": "А наутро княгиня получила письмо следующего содержания: "Дорогая Мария Клавдиевна! Я очень буду рад Вас видеть, нам нужно повторить сеанс и т. д. и т. д., но чтобы ЭТА больше никогда не переступала порога моего дома! Я смеялся, потому что она была действительно комична. Но я не могу, не могу, не могу!"" |
Какое-то время Репин действительно не видел Наталью Нордман. А потом… А потом, в 1898 году, она поедет провожать его до Одессы, когда Репин отправится путешествовать в Палестину. И пока Илья Ефимович будет в Палестине, Наталья узнает, что она ждёт от него ребёнка. Её назвали Елена-Наталья. Но прожила она совсем недолго: Елена-Наталья умерла в младенческом возрасте.
О новом увлечении известного живописца тут же разузнали газетчики. Пикантность этой истории придавало и то обстоятельство, что Репин был человеком семейным. Илья Ефимович женился в 28 лет. Его невесте Вере Шевцовой было всего 16. Семейство росло быстро: в течение 10 лет Репин стал отцом четверых детей. Несмотря на внешнее благополучие, отношения между супругами складывались сложно. Вот фото, сделанное ещё в начале 80х: безумно уставшая Вера Алексеевна и Репин - как будто совершенно чужой человек. Ссоры в доме Репиных не прекращались. |
Е. В. Кириллина: "Он мог в остервенении кричать, топать ногами.. Вера, старшая дочь, вспоминала (Чуковский так приводит): "Вы не знаете, как мы росли: у нас иногда за обедом тарелки летали!"" |
Ладно бы только тарелки! К сожалению, жене Репина очень рано пришлось почувствовать на себе, что значит неверность супруга. Репин не один раз уходил из семьи, потом возвращался... Он очень любил детей, хотел быть рядом с ними. Но вскоре сердечные страдания опять не давали покоя. |
Е. В. Кириллина: "У него были влюблённости, очень много, и такие бурные, и такие страстные, и такие тяжёлые, но всегда настолько искренние, он горел от страсти... Потом появлялось что-то новое, и опять, но каждый раз это было как в первый раз! Вот таков был Репин..." |
Художнику нравились светские дамы, которых он писал.
Увлечения сменялись почти каждый год, пока в его жизни не появилась Наталья Нордман. Они будут вместе 15 лет.
Елена Нестерова, доцент Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина: "Ключевое слово, мне кажется, в этих отношениях с Нордман и в ней самой, может быть, это - современность. Она считала себя современной женщиной. Такой раскрепощённой, независимой, она была писательницей, она занималась фотографией… Современные отношения - они ведь были не венчаны! И, в общем, это было, конечно, смело с её стороны и требовало известной отваги: не просто связать свою жизнь с человеком, но не скрывать этого. Они публично, так сказать, обнародовали свои отношения…" |
Репин и Нордман неразлучны. Она с ним, куда бы он ни ехал: на концерт, в гости или даже в Париж. Их первое заграничное путешествие: Наталья Борисовна даёт Репину уроки французского, Илья Ефимович пишет первый портрет Нордман. Им хорошо вместе.
В 1899 году Репин сделал возлюбленной роскошный подарок. Подарок, о котором Нордман мечтала всю жизнь. За 10000 рублей, за бешеные по тем временам деньги, Илья Ефимович купил для Натальи Борисовны небольшой участок земли и маленький одноэтажный домик в 40 км от Петербурга, в посёлке Куоккала. Наталья Борисовна была бедна, и Репин хотел таким образом обеспечить любимую женщину на случай своей смерти.
Несколько лет Наталья Борисовна жила в "Пенатах", как она сама назвала усадьбу, одна. Репин частенько заезжал в гости. Добираться до Куоккалы было очень удобно: от Петербурга поездом всего 2 часа. Окончательно Илья Ефимович поселился здесь в 1903 году. И сразу принялся улучшать жилищные условия, так что очень скоро маленький домик превратился в двухэтажный особнячок, а заболоченный участок - в роскошный парк с аллеями, беседками и прудами. |
Жизнь в Куоккале спокойная - все условия для отдыха и для творчества. Репин работает много. Здесь, в "Пенатах", он напишет свои знаменитые полотна: "Какой простор!", "Пушкин на лицейском экзамене", десятки портретов. Художнику в "Пенатах" в самом деле было хорошо. |
Наталья Борисовна для Ильи Ефимовича не только читала. В 1901 году она отредактировала и издала сборник воспоминаний и писем Репина. Нордман всю жизнь собирала все газетные статьи, где хотя бы мельком упоминалось имя художника. Итог её работы - 13 огромных альбомов с газетными вырезками. В общем, без дела хозяйка "Пенатов" никогда не сидела.
Вот её рабочее место - письменный стол. На 37м году жизни Нордман обнаружила у себя литературный талант - писательницей стала.
Дебютировала Нордман в 1900 году: в журнале "Нива" была опубликована её повесть "Беглянка". Книга - автобиографическая. Героиня повести бежит в Америку, как когда-то, в 22 года, сбежала от родителей в Америку сама Наталья Нордман. Критики недвусмысленно заявили об "умеренности литературного таланта г-жи Северовой" (это её псевдоним). А вот Илья Ефимович с критиками не согласился, и в 1904 году, когда Наталья Борисовна написала ещё одну книгу, "Крест материнства", Репин даже сделал к роману иллюстрации. Он вообще очень гордился талантами Нордман.
А их у неё было достаточно. Вот, например, она прекрасно фотографировала. Участвуя в конкурсе фотографов-любителей, даже получила серебряную медаль. А это - её авторские работы.
Последние комментарии: