Д.И.Шитов.
О народных костюмах Карельского перешейка.
Для финнов народный костюм является памятником материальной культуры
предков, который может изготовить, носить и сохранять для потомков любой
желающий. Костюм позволяет показать старинные технологии производства,
выделки материалов, способы шитья, ювелирное искусство, кузнечное и
сапожное мастерство. Праздничная одежда была раньше огромной ценностью,
составляла приданое невесты и могла рассказать о том, из какого района
или прихода этот человек, а также говорила о материальном состоянии
владельца.
Современный нам костюм, или тот, который дожил до наших дней, появился
в Финляндии в XVIII - XIX веках, сшитый по общеевропейской моде, особенно
заметной в западных областях страны, связанных плотнее торговлей с Европой.
Своё новое рождение он пережил в конце XIX века, когда в кругах интеллигенции
появился интерес к изучению народной культуры, навеянный рунами Калевалы.
Сотни студентов и учёных стали отправляться в этнографические экспедиции
с целью изучения и сбора образцов для Выборгского и Хельсинского музеев.
На Карельском перешейке работал выдающийся финский археолог и этнограф
Теодор Швиндт, выходец из волости Ряйсяля (ныне Мельниково). Результатом
его работы стала книга "Народный костюм Восточной Финляндии".
Костюмы стали классифицировать и систематизировать по волостям. На сегодняшний
день за сто лет работы описано, и зарегистрировано в Совете по народному
костюму Финляндии более 400 костюмов различных волостей Финляндии. Работа
продолжается. Из 25 приходов Карельского перешейка, отошедших к СССР
по мирному договору 1940-48 годов, почти каждый имеет свой костюм.
Костюмы Карельского перешейка делятся на два основных вида, по народностям
населявшим его. Это Яюрямёйсет - древние обитатели Карелии и Савокот
- выходцы 1700 - 1800-х годов из губернии Саво в Восточной Финляндии.
Костюму Яюрямёйсет свойственны черты древнекарельского костюма и заимствования
от восточных соседей - славян. Это, в частности, головной убор замужних
женщин - сорокка, напоминающая русский кокошник и сарафан. Также костюму
Яюрямёйсет, свойственному и для Ингерманландии (ижора), характерна яркая
вышивка на рубахе и переднике. У Савокот костюм всегда разделён на юбку
и безрукавку. Ткань часто имеет сложный цветной рисунок в полоску или
клетку. Украшения из олова, серебра и бронзы свойственны обеим группам
костюмов. С древних времён существовал пояс с бронзовым поясоразделителем
для подвешивания ножа, кремня и копаушки. Рубаха изготавливалась изо
льна, остальная одежда из грубой домотканой шерсти с применением природных
красителей. Мужская одежда была значительно проще и не отличалась таким
разнообразием фасонов и украшений. В качестве верхней одежды служила
суконная куртка, имевшая по вырезу ворота яркую вышивку. Головные уборы
изменялись постоянно, по моде века. Обувью служили различные типы кожаных
туфлей и сапог (липоккат, пиексут, упоккат), а также фабричного изготовления.
Ниже показаны некоторые образцы костюмов различных приходов перешейка,
для просмотра крупным планом кликните по картинке.
Дмитрий Шитов. ©2003
|